В России в первый день лета пилоты и обслуживающий персонал отмечают свой профессиональный праздник – День Военно-транспортной авиации Российской Федерации.
История развития Военно-транспортной авиации
Днем рождения отечественной Военно-транспортной авиации принято считать 1 июня 1931 года. Именно в этот день был создан первый в СССР опытный-воздухо десантный отряд в составе Ленинградского военного округа. Главными его задачами являлось обеспечение высадки или выброски специальных десантных частей, а также перевозка материально-технической части, вооружения, продовольствия и некоторых других не менее важных грузов. Именно это подразделение в итоге и послужило прообразом для создания военно-транспортной авиации в ее современно виде.
Заметим, что самый первый отряд военно-транспортной авиации включал в себя всего лишь две эскадрильи, причем в каждый из которых входили абсолютно разные самолеты. На вооружении первой эскадрильи состояли исключительно самолеты-разведчики Р-5, в то же время вторая в своем распоряжении имела тяжелые бомбардировщики ТБ-1. Чуть позже в состав ВТА были включены самолеты ПС-84 (Ли-2).
Одной из главных задач в первый период формирования военно-транспортной авиации была выброска воздушного десанта на парашютах. Ну а в качестве дебюта ВТА можно смело считать советско-финскую войну 1939-1940 годов, когда транспортные самолеты начали вовсю использоваться для транспортировки грузов, а также переброски войск и эвакуации большого количества раненных с линии фронта.
Изначально для выполнения задач военно-транспортной авиации использовались специально переоборудованные военные и гражданские самолеты, а самой ВТА как отдельного подразделения ВВС в ту пору даже еще и не существовало. Хотя при этом данный тип авиации играл довольно-таки существенную роль. К примеру, в годы Великой Отечественной войны более 1,7 миллионов самолетовылетов было осуществлено как раз именно этим видом авиации, а это суммарно более трети от общего количества вылетов.
Военно-транспортный самолет Ще-2
Стоит отметить, что за годы Великой Отечественной войны военно-транспортная авиация Советского Союза приобрела неоценимый опыт в высадке десантов, выброски парашютистов, а также снабжения войсковых подразделений и партизанских отрядов вооружением, боеприпасами, продовольствием и пр. При этом нехватка специализированных военно-транспортных самолетов вовсю компенсировалась использованием тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, мобилизацией гражданских транспортных самолетов ПС-40 и ПС-41. В 1942 году появился военно-транспортный Як-6, в 1943 - Ще-2.
За всю свою историю Военно-транспортная авиация уже несколько раз меняла свое название. В 1946 году была сформирована Десантно-транспортная авиация в составе Воздушно-десантных войск. В 1949 году она была преобразована в Транспортно-десантную авиацию ВДВ и просуществовала в таком виде включительно до 1965 года, кода в итоге была выведена из состава ВДВ и включена в состав ВВС с непосредственным подчинением главнокомандующему.
В 1998 году Военно-транспортная авиация была сведена в 61-ю воздушную армию Верховного главнокомандования (стратегического назначения). На сегодняшний день ВТА является составной частью ВКС и предназначена для решения стратегических, оперативных и оперативно-тактических задач. В их число входят: десантирование частей ВДВ, доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, обеспечение маневра авиационных соединений и частей, перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств, эвакуация раненых и больных, а также участие в миротворческих операциях.
Военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А
Согласно данным на 1 января 2021 года в состав военно-транспортной авиации ВКС РФ входили девять полков и дивизий, на вооружении которых стоят следующие самолеты:
сверхтяжелые – Ан-124, тяжелые – Ан-22, Ил-76МД-90А и Ил-76МД, средние – Ан-12, легкие – Ан-26, и сверхлегкие - Ан-2, а также транспортные вертолеты Ми-8МТВ.
При этом в разработке находятся несколько новейших военно-транспортных самолетов, один из которых – Ил-112В вскоре должен появиться на вооружении ВТА и полностью заменить устаревший Ан-26.